Домой Предпринимательство Автобизнес Как открыть автосервис и сохранить его

Как открыть автосервис и сохранить его

управление автосервисом Странное дело, вопросу как открыть автосервис заинтересованными людьми уделяется достаточно большое внимание, а вот вопрос управление автосервисом, похоже, мало кого интересует. Или, по крайней мере, интересует не в той степени, как это необходимо. И это не пустые слова, поскольку в своих личных историях я рассказывал, что автосервис, который я успешно развивал в течение 15 лет, был убит в течение года. Причем, развал начал осуществляться через неделю после его передачи в другие руки.

Я решил вернуться к теме управление автосервисом, поскольку в настоящий момент находится в состоянии агонии еще одна большая структура, которая неотвратимо следует по пути, который прошел после нас новый владелец нашего раскрученного автосервиса. Это опыт, который не следует повторять будущим владельцам. Я не буду подробно анализировать тот или иной факт. Ставлю перед собой задачу в этой статье показать несколько значимых нюансов (их на самом деле много), знание которых поможет лучше понимать картину в целом.

управление автосервисомГероя моего рассказа зовут Николай Васильевич. Возможно, вы найдете какие-то совпадения, но скажу, что образ собирательный, поскольку я видел не одного подобного бизнесмена и хочу в одном герое сосредоточить все виденное. Буду излагать тезисно ибо материала слишком много. Тезис будет означать некую позицию Николая Васильевича, а я буду показывать, чего не понимает Николай Васильевич и что последует за непониманием.

Тезис первый

Высказывание Николая Васильевича на совещании: “Вы! Трам-пам-пам… Ничего не делаете! Всех уволю и наберу новых!”.

Если вы собрались организовывать автосервис, то должны точно понимать, что рынок квалифицированной рабочей силы в вашем (любом) городе считан. Именно квалифицированной. Образованные мастера могут появляться на рынке только крупных городов, путем приезда на заработки из провинции уникальных мастеровых. Воспроизводство на месте очень затруднено и связано со временем обучения. Технологии в настоящее время ушли далеко вперед от времен Жигулей и Волг, поэтому квалифицированного механика за месяц не подготовить.

Хотя в некоторых учебных заведениях подобная иллюзия имеется. Я познакомился со списком профессорско-преподавательского состава одного из ВУЗов нашего города, который готовит специалистов для автосервисов и прослезился. Готовят “современных” специалистов люди, которые видели Ленина на броневике! Как вы думаете, сможет такой выпускник правильно принять автомобиль, например, Мерседес 2011 года выпуска, в ремонт на вашем автосервисе? Очень сомневаюсь, что сможет. Для того, чтобы он смог, его еще натаскивать надо год или два.

И вот этот Николай Васильевич угрожает увольнением тем людям, от которых он целиком и полностью зависит. Долго ли продержится его автосервис?

Мои рассуждения не означают, что следует дать возможность ведущим мастерам “сесть себе на голову”. Отнюдь. В связи с этим

Тезис второй

мотивацияМотивация. К великому сожалению Николай Васильевич в руках имеет только кнут. А про пряник он как-то забыл. Типичное общение моего героя с сотрудниками выглядит примерно так: в его монологе, обращенном к виновнику очередного прокола, который он произносил 20 минут, было всего 2 слова – все понял? Все остальное содержание монолога составляли непереводимые идиоматические выражения. Как вы думаете – у людей есть чувство собственного достоинства? Особенно в случае, если человек был не при делах в данной ситуации.

И где же пряник, Николай Васильевич? Причем мой герой категорически не видит вокруг себя людей, а видит только… Даже и не знаю как сказать. Мой герой и не подозревает, что кроме денежной мотивации имеется нематериальная мотивация. Человеку хочется, чтобы его похвалили и рассказали о нем всем остальным. Есть масса вариантов нематериальной мотивации. Кстати и на моем бывшем сервисе были те же поступки нового владельца, и чем это закончилось уже ясно.

Тезис третий

Даешь подробные совещания! Вопрос убития времени на совещаниях даже не хочется подробно обсуждать. Ну, зачем непроизводительно тратить время? Всего лишь следует наметить планы, провести предварительное обсуждение с ядром коллектива и выдать целеуказания. Все. Но сидение по 3 – 4 часа для Николая Васильевича стало видимо навязчивой идеей.

Тезис четвертый

Все вокруг воруют. Да, воруют, но не все и не всегда. Вы поставьте, Николай Васильевич достаточно камер видеонаблюдения (об этой возможности я писал здесь), но одновременно установите достойную оплату труда мастерам. Не может человек с вашим жестким графиком работы получать крохи. Да еще и штрафы по любому поводу, причем совершенно неадекватные по цифрам. Прежде чем наложить штраф нужно точно разобраться в ситуации. И еще хуже, если под такой штраф необоснованно попадает неформальный лидер среди мастеров. А вы и не знали, Николай Васильевич, что на любом автосервисе есть такой неформальный лидер, к мнению которого прислушивается большинство работников? А зря вы не знаете.

И что характерно у Николая Васильевича, у которого все воруют, у самого рыльце в пушку. Лично мне он в свое время так и не отдал долги! Поэтому и люди у него пытаются поступать так же. Действительно рыба гниет с головы.

Тезис пятый

Давайте установим хороший план на этот месяц. Недавно Николай Васильевич дал понять, что агония его предприятия заходит в активную фазу. Мне это знакомо лично по развитию событий в моем автосервисе. Собрав совещание он установил план для каждого управленца имея в виду то, что с этого момента управление автосервисом перешло в более жесткий режим. Невыполнение плана грозит срезанием премиальных, а это совершенно малая зарплата, за которую никто не собирается работать.

Я абсолютно согласен с тем, что план должен быть. Я согласен с тем, что план должен рассчитываться из позиций рентабельности и безубыточности предприятий. Однако повысить план сразу в пять раз – каково? Не делайте таких глупостей. Все должно быть постепенно.

Шаг за шагом, чтобы не раскачивать предприятие. Выйдите на устойчивые позиции и только тогда можете принимать решения, которые могут привести к кардинальным изменениям в расстановке сил. Любое действие должно быть продумано до мелочей с точки зрения последствий.

Вот коротко мои мысли по сути происходящего с Николаем Василевичем. Странно, но все, что я написал, являются прописными истинами, однако наблюдаю уже второго человека за короткий промежуток времени, который наступает на одни и те же грабли. Прочтите и внимательно осмыслите суть этих важных моментов. Будут вопросы – пишите, буду разъяснять еще и еще. Удачи вам.

юридическая консультация

17 КОММЕНТАРИИ

  1. Квалифицированных рабочих, да ещё непьющих, действительно найти сложно, это говорил мне брат, директор завода, выпускающего спецтехнику. А ваш портрет Николая Васильевича показывает человека недалёкого и недальновидного, видимо, с кучей комплексов. Планирование нужно, но любой бизнес — это прежде всего люди. Если руководитель не умеет строить отношения с людьми, бизнеса не будет просто — он умрет.

    • У Николая Васильевича действительно есть комплексы. Более того, это достаточно известная личность, которая неимоверно раздулась за последнее время. Вот вот лопнет, в смысле лопнет его бизнес.

  2. Эти ошибки в управлении наблюдаются не только в сфере автосервиса. Руководителям следует хотя бы ознакомиться с азами менеджмента 🙂
    Спасибо за статью.

    • Юлия, я стараюсь писать только о том, что я пропустил через себя и что знаю не понаслышке.

  3. Проблема мастеров и дефицит есть везде, а хороших руководителей в сфере малого предпринимательства не так уж много. Есть люди «хваткие», умеющие «учуять ситуацию», вынырнуть на волне выше других, но если они не умеют держать баланс, то падение неизбежно. В этом случае, если человек хорошо разбирается в бизнесе, но руководитель из него никакой, то лучше нанять менеджера, хотя понимаю, что малое предприятие не всегда может себе это позволить.

    • Я с Вами, Татьяна, согласен. Однако в моем варианте просто не выросли мы до найма хорошего менеджера, да и найти достойную фигуру не представлялось возможным, если даже нач. отдела продаж так и не нашли. В описанном варианте человек кроме себя никого не видит. Окаком делегировании полномочий можно говорить? Он даже слова такого — делегирование полномочий — не знает!

  4. Хороших руководителей очень мало, они все хотят обогатиться за счет работников, наказывая и платя маленькую зарплату.Они не ценят труд мастеров. Но в итоге получают, то, что заслужили.

  5. Виктор, важную тему вы затронули о руководителях и работниках. Как правило хорошего специалиста разбирающегося во всех нюансах найти очень бывает тяжело и такого ценного сотрудника надо суметь заинтересовать, удержать на месте.

    На ряду с этим хорошего руководителя тоже «днем с огнем» не найти. Ведь в обязанности руководителя входит не только следить за процессом, заботиться о финансовой стороне и продаже-сбыте товаров и услуг.

    Руководитель не должен забывать о человеческом факторе. Я не имею ввиду отношения «панибратства», но знать о семейном положение и здоровье работника он обязан. Потому что все мы люди и всегда при хороших теплых взаимоотношениях в коллективе можно добиться взаимопонимание между руководством и исполнителями. Но это такая редкость в наше время.

  6. Виктор ! Это не только в Вашем автосервисе так . Невежество и некомпетентность в соединении с большими амбициями — это то , что сейчас процветает во всей стране . Вы вспомните . У нас врач — гинеколог руководит сельским хозяйством , экономист — здравоохранением , армией — зав. мебельным магазином . И т. д …

  7. Многие бизнесы разваливаются именно по той причине, что руководитель недостаточно компетентен, и что ещё хуже, не считает, что мнение других людей (тех же подчинённых) это возможность улучшить как собственное положение, так и компании в целом.
    Что касается разборок с неформальным лидером, на мой взгляд, это прямой путь к провалу. Нравится это руководителю или нет, а с ним нужно дружить, проявить личные качества.
    Хороший автосервис, это хорошие мастера, в первую очередь, и их нужно ценить.

    • Тамара, я с Вами не согласен. Полученное образование не является мерилом. Тот же Генри Форд имел 3 класса образования, но мы о нем знаем по следу, который он оставил в истории. И еще много примеров. А вот соединение невежества и амбиций — это да.

      Катерина, взаимоотношения с неформальным лидером — это предмет отдельного обсуждения, поскольку здесь нужно четко видеть грань, которую нельзя перейти, иначе можно просто потерять уважение подчиненных.

  8. Прочитал вашу статью и как бы вернулся назад на год, ситуация произошла полностью одинаковая. Два года трудов, нервов и прочего просто пропали после прихода к руководству такого же СПЕЦИАЛИСТА, какой описан вами.

    • Да, Александр. Я пишу не вымышленные истории. Прежде всего о том, что я лично прошел за 15 лет владения автосервисом. В настоящий момент могу видеть как работают мои сыновья. Старший занимается ремонтом автоматических коробок, а младший работает директором сервиса у одного из крупных автодилеров. Так что я знаю и текущую ситуацию в автобизнесе.

  9. Реальное описание ситуации. Похоже, что в автосервисах одинаковых людей набирают. И владельцы все одинаковые. Хотя, с другой стороны, возможно в этой конкурентной среде без хамского начала невозможно выжить. Приезжают на сервис самые разные клиенты. Уменьшился немного поток всяких… как было в девяностые…А беспонятливые остались. И как с такими разговаривать? А вот к своему коллективу надо относиться с вниманием. Я так думаю.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ